Народы симбионты: русские и татары - братья навек. Чем Татары лучше Русских? Или ещё раз про асиметричную федерацию Факты и аргументы о так называемых "татарах"

Конечно, вопрос содержит в себе много спорного. Между любыми народами, проживающими рядом или в тесной связи, существует набор противоречий – больший или меньший. Значительное их число складывается с давних времен и сохраняет свою живучесть. Русские и татары не исключение. Татары, однако, народ, который в процессе взаимодействия с русским совершил поворот от почти абсолютной враждебности («незваный гость – хуже татарина») к достаточно тесным, а в кризисные моменты совместной истории – дружественным отношениям.

В основе этого перехода слабо действовал фактор этнического единства. Высказывание – «поскреби русского и найдешь татарина» генетиками не подтверждается. Скорее это относится ко многим представителям татар, среди которых, если их поскрести, обнаружится русский.

На первом этапе знакомства татары как народ формируется в полиэтничном пространстве Золотой Орды, с которой у русских отношения, мягко говоря, не очень. Но уже в это время несколько факторов способствуют сближению в дальнейшем. В основе татарского этноса находились волжские , с которыми русских связывали торговые отношения еще в доордынское время.

Далее, в процессе борьбы русского народа за освобождение от ордынской зависимости наблюдается следующий факт: татарские князья переходят от слабеющей Орды в подданство усиливающемуся Московскому княжеству. Для них специально создается Касимовское царство, имевшее значительную автономию. Чингизиды становятся частью аристократии Русского государства. Можно вспомнить касимовского царя Симеона Бекбулатовича, который формально даже побыл на русском троне в 1575-1576 гг. при Иване Грозном. Несмотря на эту формальность, в Смутное время многие боялись, что Симеон заявит о правах на русский престол. Многие татарские знатные фамилии стали неотъемлемой частью российской истории: Юсуповы, Урусовы, Карамзины. Даже религия не стала препятствием для сближения, хотя мы не так много знаем в истории примеров мирного сосуществования христианства и ислама. Несмотря на то, что с XIV века Орда принимает ислам в качестве государственной религии, это не привело к религиозным гонениям в отношении зависимых русских княжеств. Хан Узбек – главный инициатор утверждения ислама в Орде, выдал за московского князя Юрия Даниловича свою сестру Кончаку, позволив ей принять православие под именем Агафья.

Важным этапом для дальнейшего сближения становится, как ни странно, захват Иваном Грозным территории Казанского, Астраханского, Сибирского ханств. Само завоевание было крайне болезненно для татар, тем более, что сопровождалось разрушениями и убийствами. Но после этого часть татарского населения перемещается на земли, населенные русскими, русские переселяются на татарские территории. Можно сказать, что символом нарождающегося русско-татарского единства становится великая русская река Волга, которая до этого момента, со своего среднего течения была великой татарской рекой.

В период Смуты татары принимают участие в земских ополчениях: Касимов и Казань были в числе пунктов их формирования. Это способствует сближению русского и татарского народов для сохранения единства и независимости общей для них страны.

Несмотря на активное участие татар в антиправительственных восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачева, оно также сплачивало русское крестьянское и татарское население.

Облегчало сближение и определенная веротерпимость русского, как впрочем, и татарского народа. Хоть в Русском государстве, а затем Российской империи господствующее положение занимало православие, и были ограничения для прочих религий, насильственное навязывание христианства применялось редко. А со времен Екатерины II, когда была введена свобода вероисповедания, и мусульманам было разрешено строить мечети, противоречия религиозного плана еще более смягчились.

Тесные взаимоотношения породили и определенные общие взаимопроникающие черты культуры. Проявились они в самых разных сферах: в зодчестве (например, луковичные купола русских церквей). Много общего в быту: названия элементов одежды, пищи и т.п. Даже слово «деньги» пришло на Русь через татар.

К началу ХХ века уже трудно было представить разделения двух народов. И даже революция и гражданская война, несмотря на распад Российской империи, не привели к их разрыву, хотя определенные предпосылки для этого были в виде националистических движений. Великая Отечественная война стала еще одним сплачивающим фактором.

Вместе с тем, полного слияния народов не произошло. Этническое самосознание, религиозные отличия, географическая привязка к определенной исторической территории и при этом осознание себя все-таки национальным меньшинством – все это обеспечивает сохранение стремления к самостоятельности, можно даже сказать – самости.

Поэтому серьезным испытанием для взаимодействия русского и татарского народов становится распад СССР. Татарстан при этом попытался достичь обособления, и даже долгое время отказывался подписывать Федеративный Договор с Российской Федерацией. В конце концов, все было улажено через предоставление Татарстану значительной автономии.

Существуют ли противоречия сейчас? Да, их достаточно. Есть проблемы во взглядах на историю – татарам не нравится отражение в российских учебниках «монголо-татарского ига», сложное отношение к присоединению Казанского ханства Иваном Грозным. Идут серьезные споры по поводу использования татарского языка. Есть свои националистические движения. Однако сложившиеся многовековые всесторонние связи русского и татарского народа, нахождение Татарстана в самом центре России создают практически неизбежность нашего дальнейшего сосуществования.

Таким образом, можно наблюдать процесс перехода отношений двух народов от враждебности к теснейшим взаимосвязям, которые в некоторые кризисные моменты истории можно назвать братскими. И это при наличии противоречий, различий иногда и конфликтов.

Что же было главным факторов этого перехода? Ответ, наверное, прост: общий дом и общая история. Русский и татарский народы оказались волей или неволей в едином географическом и историческом пространстве. Это определило общность судьбы, общность побед и кризисов. А это, пожалуй, сближает гораздо теснее, чем родство этническое или религиозное.

С большим удивлением прочитала статью, где какой-то ура-патриот истерически доказывал, что Россия слишком много средств тратит на город Казань и Татарию в общем.

Ура-патриот возмущённо визжал, что татарам сделали город, а толку от них -- никакого. В обсуждение статьи тут же прибежали татары и, вместо того, чтобы поржать, так же истерично стали доказывать, что это они ущемлены в правах, угнетенны и вообще обижены на русских.

Я смотрела на весь этот зоопарк и не могла понять одного: а что, с каких это пор, татары перестали быть русскими?!


Насколько я знаю, иго припёрлось на Русь и осело тут на столетия. За это время татарские мурзы воровали русских девчат, продолжая от них свой род.

Да вы посмотрите сами: типичный татарин рыж, голубоглаз -- настоящий славянин! А уж сколько тёмненьких русских, не сосчитать!

После ига началось взятие Золотой Орды. Иван Грозный захватил Казань, и в этой битве на стороне царя участвовали сами татары! Загнав местное население в Волгу, Иван в ней всех и крестил. Все нынешние татары -- потомки православных предков.

Красивых татарочек брали к себе в дома князья и бояре. Рожали от них бастардов, крепко перемешались все. Тот же Карамзин, историк государства Российского, настоящий татарин, да и много русской знати из них.

За века мы стали одним народом. Нет такой нации, как татарин. Мордва, чуваши, татары -- все они так называются лишь номинально, перемешавшись с древними русичами и превратившись в один народ -- в русских.

Давайте не заниматься националистической ерундой, а включим голову: нет татар, нет больше русичей -- есть русские, и все мы -- единый народ.

Казань -- такая же Тверь, как и Ярославль. Татарин -- русский, как мордвин или чуваш. И нечего нам делить, коли мы все одной национальности!

Русские, как вы относитесь к татарам? Татары, а также морда и чуваши, а как вы относитесь к русским? Считаете ли вы нас одним народом?

Монголоидности в современных татарах примерно столько же, сколько и в современных русских. Но она, конечно, есть. Так, монголоидные черты наблюдал в детстве среди своих родственников из нашей вачкасской деревни Тюрбенево (Вачский район Нижегородской губернии). Среди татар тоже изредка встречаются монголоидные типажи. И вообще монголоидные пассионарии в прошлые тысячелетия отличались своими деяниями не только в Евразии, но и в Европе – вспомним про находки монголоидов в захоронениях викингов на балтийском острове Готланд.

Русские по своим расовым признакам очень разнообразны, как и татары. Русские севера отличаются от русских юга, поморы отличаются от казаков, блондины от брюнетов и так далее. Сейчас модно исследовать «генетическую близость» этносов по распределению-частотности так называемых «генетических маркеров», прежде всего «гаплогрупп Y хромосомы» (она есть только у мужчин). Эти исследования начались совсем недавно, пока методы грубоваты и выводы предварительны, у нас эту работу ведут доктор биологических наук Елена Владимировна Балановская и кандидат биологических наук Олег Павлович Балановский из Лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра Российской Академии медицинских наук, интересующиеся могут прочитать одну из их обзорных статей - «Русский генофонд: свидетельства «очевидцев»» (Школа: днем за днем. Педагогический альманах). Если посмотреть по гаплотипам, то практически разницы между нынешними русскими и нынешними татарами нет. Как констатирует тот же Олег Балановский в газете «Комсомольская правда» (Москва, 18 марта 2008 года) – «Ведь даже по своему облику татары Поволжья больше похожи на европейцев, чем на монголов. Отличия русского генофонда (почти полностью европейского) от монгольского (почти полностью центрально-азиатского) действительно велики - этo как бы два разных мира. Но если говорить не о монголах, а о татарах, с которыми чаще всего и имели дело русские княжества, то отличия их генофонда от русского не такие уж и большие. Татарский генофонд, пожалуй, еще сложнее и интереснее русского, мы уже начали его изучать. В нем есть, конечно, доля монголоидного генофонда, пришедшего из Центральной Азии. Но еще большая доля того же финно-угорского. Того населения, что жило на этих землях еще до славян и татар. Как славяне ассимилировали западные финно-угорские племена, так же предки татар, чувашей и башкир ассимилировали восточных финно-угров. Так что различия между русским и татарским генофондом хотя и есть, они вовсе не колоссальные - русский полностью европейский, а татарский - по большей части европейский». Другими словами, поскреби русского – найдешь татарина, и наоборот. Мы очень близки, а разница лишь по языку и религии, но и эти различия исторически-приобретенные.

А как было несколько веков назад, во времена Золотой Орды? Известны теснейшие связи между русскими князьями и ордынской верхушкой. Так, Александр Невский, судя по всему, был «андой» (кровным побратимом) правнука Чингисхана и сына Батыя золотоордынского хана Сартака, и отсюда берёт начало «чингисидская легенда», согласно которой правители Московии имеют законное право править евразийским наследием Чингисхана. Тогда же в Золотой Орде распространилось Православие. Как пишет Иван Белозёров в статье «Русские митрополиты и ханы Золотой Орды: система отношений» (Вестник Московского государственного университета. Серия 8: История, 2003, № 3):

«В результате монгольского нашествия 1237-1241 гг. большинство русских княжеств оказались в вассальной зависимости от Золотой Орды, которая была улусом потомков хана Джучи, старшего сына основателя Монгольской империи Чингис-хана. Золотая Орда вначале существовала как часть этой империи, а с 1260-1280-х гг. приобрела статус самостоятельной державы со столицей в городе Сарае (в нижнем течении Волги).

Важная сторона русско-ордынских отношений связана с религиозной политикой кочевых завоевателей на Руси. Как известно, ордынская власть предоставила налоговые льготы и иные права русским священнослужителям, за что те должны были молиться за своих сюзеренов - ханов и весь род Джучидов. Для более точного осмысления религиозной политики монгольских завоевателей на Руси необходим анализ системы отношений глав Русской церкви с ордынскими ханами и их окружением. Эта проблема была довольно подробно рассмотрена только в работе Ю.В.Сочнева, который собрал сведения о поездках русских митрополитов в Сарай и Константинополь в XIII и XIV вв., использовал их при построении своей периодизации отношений Золотой Орды и Русской церкви. До него о контактах ханов с митрополитами писали историки церкви митрополит Макарий (Булгаков), Е.Е. Голубинский и А.В. Карташев, а также иследователь средневековой Руси Н.С. Борисов. Однако они не предложили своей модели системы отношений глав Русской церкви с ордынскими правителям.

Две основные группы имеющихся источников по данной проблеме - это русские летописи и ярлыки ордынских ханов русскому духовенству. Первые содержат сведения о поездках русских митрополитов в Орду и носят, к сожалению, в основном отрывочный характер. Определенную информацию об объеме льгот, предоставленных ордынскими правителями священнослужителям на Руси, сохранили ханские ярлыки, дошедшие до наших дней в древнерусском переводе. Неясными до сих пор остаются порядок и процедура их выдачи ханами представителям Русской церкви. Анализ этого вопроса затрудняется в значительной степени тем, что сейчас нам известны лишь пять документов данного вида:

Хана Менгу-Тимура от 9 августа 1267 г. (или от 26 августа 1279 г.),
- Ханши Тайдулы “митрополиту Иоану” от 1347 г.,
- Ханши Тайдулы митрополиту Феогносту от 4 февраля 1351,
- Хана Бердибека митрополиту Алексею от 23 октября 1357 г.,
- Хана Тюляка митрополиту (точнее, кандидату в митрополиты) Михаилу (Митяю) от 28 февраля 1379 г.

К данной группе источников условно можно причислить и подорожную грамоту ханши Тайдулы митрополиту Алексею от 11 февраля 1354 г.

Система отношений русских митрополитов и правителей Золотой Орды определялась традициями монгольских воззрений на конфессии и служителей культов покоренных народов. Согласно языческим представлениям кочевых завоевателей, любые священнослужители являлись посредниками между человеком и богами и обладали разными чудотворными способностями, как, например, излечение больных. С этим была связана обязанность христианского и иного духовенства молиться за правящего хана и его семью, что воспринималось монгольскими правителями как очень важное магическое действие. В соответствии со сводом законов “Яса”, составление которого приписывалось Чингис-хану, его потомки обязаны были освобождать служителей культов от всех податей и повинностей, в то время как остальное покоренное население в Монгольской империи несло тяжелое налоговое бремя…

Об отношениях предстоятелей Русской церкви с ханами Золотой Орды до 1313/1314 г. имеется очень мало сведений. Первая известная нам поездка русского митрополита в Орду датируется 6791 г., то есть 1283/1284 г. в переводе с мартовского стиля летоисчисления. Однако некоторые данные свидетельствуют о контактах митрополичьей кафедры с ханской властью и ранее этого времени. В 1261/1262 г. (6769 г.) была основана Сарайская епархия, что, на наш взгляд, не могло произойти без какой-то предварительной договоренности представителей русского митрополита Кирилла (1249-1281) с ордынскими властями (в это время ханом был Берке).

Сохранился также текст ярлыка хана Менгу-Тимура русскому духовенству, который датируется 1267 г. (годом вступления хана на престол) или 1279 г. О конкретных контактах Кирилла или его доверенных лиц с ханским престолом в эти годы источники не сообщают, однако ярлык был ему, видимо, каким-то образом передан, так как в конечном итоге он оказался в митрополичьей канцелярии. В данном ярлыке были зафиксированы обычные права, предоставляемые ордынскими ханами Русской церкви. Заметим, что уже в 1257 г. при монгольской налоговой переписи Северо-Восточной Руси духовенство и причт остались вне “числа”, то есть были освобождены от всех выплат.

В 1283/1284 г. на Русь приехал из Константинополя новый митрополит Максим, который в том же году нанес визит “царю”, то есть хану Золотой Орды Тудаменгу. Об этой поездке сообщает поздняя Никоновская летопись, что ставит вопрос о достоверности данного сообщения. Причины и цели поездки, если она действительно имела место, остаются пока неизвестны.

Поездка митрополита Максима показывает существование географического треугольника Русь - Сарай - Константинополь, который прослеживается в истории контактов русских митрополитов и ханов Орды в XIV в. Глава Русской церкви по каноническим правилам назначался в Константинополе и, кроме того, часто происходил из Византии; верховной (светской) властью над Русью обладали ханы Золотой Орды; основной же путь из Константинополя на Русь и обратно шел по Волге через ордынскую столицу, город Сарай. Ордынские правители могли отправлять сарайских владык с дипломатическими поручениями в Византию; так, епископ Измайло трижды ездил в Константинополь с посольствами от хана Менгу-Тимура.

Постоянные контакты русских митрополитов с ханами Золотой Орды относятся к периоду после 1313/1314 г. Митрополит Петр, по-видимому, открыл традицию посещения главой Русской церкви нового хана при его вступлении на ордынский престол. Как сообщает Симеоновская летопись, в 1313/1314 г. (6821 г.) митрополит вместе с великим князем Михаилом Тверским отправились в Орду “того деля, понеже тогда Тохта царь умре, а новыи царь Озбяк сел на царстве и обесерменился”. Эта поездка, на наш взгляд, может рассматриваться как свидетельство определенного увеличения влияния ханской власти на положение Русской церкви. Как и светские правители Руси (князья), духовный её владыка митрополит Петр должен был поехать в Орду в связи, в первую очередь, с необходимостью защиты и подтверждения церковных прав новым ханом. Поздняя Никоновская летопись объяснила причину визита митрополита к Узбеку следующим образом: “понеже тогда в Орде Тохъта царь умре, а новый царь Азбяк сел на царстве, и вся обновишася, и вси прихожаху во Орду и ярлыки имаху, койждо на свое имя, и князи и епископи”. По нашему мнению, это сообщение основывалось на сведениях известных нам предшествующих летописей и практически не содержит новых фактов. Слова о том, что при смене ханов “все обновишася” (устанавливались новые порядки, заново утверждались распоряжения прежнего хана) и что русские епископы получали от ханов ярлыки - это, скорее всего, комментарий, который составитель летописи добавил, исходя из своих представлений о порядках, существовавших при ханском дворе. Эту его трактовку в целом можно признать довольно правдоподобной».

Короче, более-менее регулярные пребывания светских и духовных владык Руси в Орде – факт. Отмечу также работу своего нижегородского земляка Дмитрия Юрьевича Кривцова (Нижегородский государственный университет) (Мир истории, Москва, 2002, № 5), в которой за шелухой мифологических наносов показывается определенная доверительность отношений татарской и русской элит.

Возможно и более радикальное понимание отношений Орды и Руси, если устранить позднейшие политически-ангажированные трактовки истории, в том числе демонизированную версию «тетаро-монгольского ига». К этому призывали наши евразийцы, которые, впрочем, иногда впадали в противоположную крайность. Однако имеются исторические свидетельства, которые требуют более широкого рассмотрения. Сошлюсь на две недавние публикации – книга: Пензев Константин Александрович. Русский царь Батый (Москва: Алгоритм, 2007. – 320 стр. – Серия: Тайна Льва Гумилева) и статья: Мириханов Назиф Музагиданович /полномочный представитель Республики Татарстан при Президенте России/. Русские воины татарской конницы (Этносфера, Москва, 2009 ноябрь, № 11 /134/, стр. 34-35). Оба текста во многом отвечают моим представлениям, хотя кое-какие факты нуждаются в источниковедческом анализе. Статью привожу ниже целиком, а книгу – в выдержках. Итак, в книге Константина Пензева в главке «Патриоты и обормоты» утверждается:

«/стр. 305:/ Шереф-ад-дин Али Иезиди, рассказывая о походе Тимура против Тохтамыша в 1391 г., говорит о войске последнего в следующих словах: «из рус/306/ских, черкесов, булгар, кипчаков, аланов, [жителей] Крыма с Кафой и Азаком, башкирдов и м. к.с. [По-видимому, имеется в виду мокша, т.е. мордва. - К. П.] собралось войско изрядно большое» (Б. Д. Греков, А. Ю. Якубовский. «Золотая Орда и ее падение»).

Итак. Национальный состав ордынского войска при Тохтамыше в 1391 году - русские, черкесы, булгары, кипчаки, башкиры и, возможно, мордва (официально - все как один побитые батыевцами насмерть еще за сто лет до Тохтамыша). Вроде, «двунадесять народов», а по сути, в ордынском войске большей частью находились русские, поскольку мобилизационные возможности русских областей не менее чем в десять раз превосходили возможности тех же кипчаков-половцев да и всех остальных национальностей, перечисленных в списке, вместе взятых. Половина, если не больше, воинов Орды были русскими. Отличался ли национальный состав татарского войска образца 1391 года от Орды столетней давности? Конечно нет. Как все народы жили на своих местах, так и продолжали жить. И соотношение численности представленных в Орде народов, без всякого сомнения, не могло существенно измениться.

А теперь небольшой тест на сообразительность. А где среди перечисленных Шереф-ад-дином Али Иезди народов татары? А? Где татары? Мы хотим татар, давайте нам татар, и пусть они учиняют свое злое татарское иго! А нету их, татар этих.

Тут вы можете сказать - а вот они татары, вот эти самые кипчаки и булгары. Одни крымские, другие казанские. Ах, так это они, ироды окаян/307/ные, все зло учинили и триста лет русский народ изводили под своим игом?! Простите, но этих самых булгар и кипчаков-половцев, заодно и черкесов с мордвой (с башкирами отдельная история), царь Батый еще до «похода» на Русь подчинил, разорил и много среди них людей перебил. Вы внимательнее посмотрите. Тщательнее. Изучите список. Видите, написано р-у-с-с-к-и-е. Русские татары.

Некоторые люди никак не могут этого понять. Как это русские могут быть татарами. Ведь русские, по их мнению, - это русские, а татары - это татары.

На самом деле русские - это татары. И булгары - это татары. И кипчаки - это татары. А татарин - это боец ордынского войска. То есть русские, булгары и кипчаки дрались в татарском войске плечом к плечу.

Прошли столетия. Булгары и кипчаки взяли себе, на память о прошлых славных днях, имя «татары», а русские так и остались русскими. И что же? Появились «патриоты», которые стали утверждать, что русских угнетали злые татары. А кто у нас сейчас эти татары? Да вот они, в Казани живут! Азиаты! Отбросили Россию на триста лет в развитии!

И пошла писать губерния: «Героическая борьба русского народа против татарского ига». И прочее в том же духе. Дескать, боролись «русские» против «татар». Ну да. А против «клятых москалей» русские случайно не боролись?

Однако никаким особым патриотизмом здесь и не пахнет. Здесь пахнет «русскими европейцами», которые решили, что им непременно /стр. 308:/ следует избавиться от «азиатчины» и вот тогда их в «европах» примут за своих с распростертыми объятиями.

«Всe будущее русского народа зависит от того, удастся ли победить в нем нехристианский Восток, стихию татарскую, стереть с лица русского народа монгольские черты Ленина, которые были и в старой России» (Н.А. Бердяев, цит. по ст. В. Я. Пащенко «Монгольский фактор в истории России» // «Евразийская идея и современность»).

Сказано мощно, но необоснованно. Если имеются в виду калмыцкие корни Владимира Ильича, то следует отметить, что калмыки (ойраты) пришли в Россию в результате переселения, а не завоевания, в конце XVI- начале XVII века. Бердяевское словосочетание «татарская стихия» есть полная фикция, поскольку в татарском войске дисциплина была строжайшая, а сам термин «татарин» в ордынскую эпоху не имел этнического значения, а просто обозначал бойца.

Конечно, множество неглупых людей понимало и понимает, что никакие волжские булгары Русь не завоевывали, а посему и всякое на них злопыхательство лишено каких бы то ни было оснований. Засим появилась версия, что нас завоевали монголы. Главное, чтобы завоеватели были азиатами и располагались вне границ России или СССР. Чтобы дружбу народов не подрывать и не разводить внутренние национальные склоки. А то, что Батый с Мункэ в 1250-1251 годах эту Монголию завоевали, так об этом следует скромно умолчать или интерпретировать как-нибудь по-хитрому, для людей с высшим образованием, /стр. 309:/ дескать, возможно, были некоторые тайные соглашения, интриги, влиятельные чагатаевцы не явились на курултай, и прочее. Ну не было никакого завоевания, просто послали три армейских соединения. Пусть ребята прогуляются. И никого они там не резали, не насиловали, не грабили. Очень культурно себя вели, пили винцо, разговаривали с местными монголами за жизнь, о погоде и вообще... что в этом особенного?

В Иране татары установили династию Хулагуидов (всех существующих представителей предшествующей династии Аббасидов, правившей 525 лет, согласно Рашид-ад-Дину, перебили начисто), в Китае татары установили династию Юань (предшествующая династия Сун, существовавшая 319 лет, к 1280-му прекратила свое существование), а в России как заправляли всем Рюриковичи, так и продолжали заправлять и во время «ига» и после него. Да что ты будешь делать! И вот уже «социум» разделился на два лагеря - одни кричат: «Монгольское нашествие - это зло!». Другие кричат: «Монгольское нашествие - это благо!» И никто не спросит: а оно вообще было, это нашествие? Кроме русского, на Китай и Иран, разумеется.

Почему династию Аббасидов ликвидировали, династию Сун ликвидировали, а Рюриковичи всех пережили и при этом процветали, приводили из Орды татар, с увлечением интриговали друг против дружки и с Чингизидами кумовались и женились, а то и устраивали, как в 1262 году, погромы налоговых ордынских органов? Да потому, что не существовало никакого завоевания Руси.

/стр. 310:/ Особенное возмущение некоторых «патриотов» вызывают факты привода князьями татар на Русь для междоусобных разборок и подавления народного недовольства. Они усматривают в таких действиях акты «национального предательства».

При чем здесь «национальное предательство»? В большинстве своем татары являлись лицами великорусской национальности. Конечно, в тогдашней Орде служили и булгары, и кипчаки. А разве в сегодняшней российской армии эти самые булгары и кипчаки не служат? Служат. А в Советской Армии, ко всему прочему, служили еще и грузины, армяне, узбеки, таджики, азербайджанцы, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, туркмены, якуты и т.д. и т.д. С точки зрения однородности национального состава Советская Армия была во много раз более пестрой, нежели золотоордынское войско.

Поведение князей, безусловно, непорядочное, но не более, чем поведение любой российской власти во все другие времена или поведение тех же европейских властей при подавлении народных выступлений.

Никаких иноземных монголов в ордынской армии не существовало, за исключением, пожалуй, Чингизидов, но даже если кое-кто из иноземцев служил в ее рядах, то что в этом такого? Людовик XI конфликтовал с Карлом Бургундским, и у французского короля имелось подразделение наемников-шотландцев. С точки зрения современного обывателя Людовик XI совершил акт «национального предательства», потому что использовал шотландцев для борьбы с Карлом Бургундским, ведь всем известно, что Бургундия - это область Франции.

/стр. 311:/ А почему, собственно, некоторым Рюриковичам, к примеру Ярославу и Александру, не вступить в соглашение с Чингизидами с целью организации регулярного русь-ордынского войска? Выгоды при этом неимоверные. Устанавливается полный контроль над торговым волжским путем, ведутся завоевательные походы в Иран и Китай, останавливается католическая экспансия с Запада. Ярослав и Александр, кроме всего прочего, являлись умными и деловыми людьми. Естественно, что они не упустили шанс организовать предприятие с максимальной пользой для всех, и прежде всего для русского народа. Да, каждого десятого мужика забирали рекрутом в Орду, ну так ведь остальные девять оказались избавлены от службы. А до так называемого «монгольского ига» сто лет шла череда непрерывных междоусобных войн Рюриковичей. Чуть ли не каждый год война, всех мужиков гребут в ополчение. Кому это нравилось?

«Антитатарский патриотизм» есть вещь, инспирированная Западом, и опирается она на прозападно настроенных русских. Тех, которым все время везде викинги и конунги мерещатся. Именно Западу, который хотел бы привязать русских к Европе, необходима басня о монгольском завоевании. Однако при этом Запад не предлагает равенства в отношениях. Русские для него что во времена тевтонов, что во времена Гитлера - все те же «унтерменши» - недочеловеки.

Впрочем, нам, русским, равняться следует не на Восток или Запад, а на собственные интересы».

Такой «синтетический-синэргийный-симбиотический» татарско-русский подход разделяется и авторитетным современным татарским автором в статье журнала «Этносфера» (ноябрь 2009 года):

«ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Уважаемая редакция!

Вас сердечно приветствует Полномочное представительство Татарстана при Президенте России в лице полпреда Назифа Музагидановича Мириханова и Рафиса Измайлова. С великим удовольствием читаем каждый номер вашего журнала, который, по нашему убеждению, остался единственным изданием, наиболее полно и объективно отражающим все многообразие народов, проживающих в Москве, их историй, культур, традиций, обычаев. Спасибо коллективу журнала за этот подвижнический труд!

В июльском номере Назифа Музагидановича заинтересовала статья о казачестве. Эта тема ему очень близка, так как он довольно основательно занимается изучением истории, в частности происхождения татар, взаимоотношениями Руси и «Тартарии» и всем тем, что связано с этой тематикой. В продолжение затронутой «Этносферой» темы о казаках Н.М. Мириханов предлагает свои заметки.

С уважением и самыми добрыми пожеланиями, Рафис Измайлов, руководитель пресс-центра

Русские воины татарской конницы

В раннем средневековье у тюрков и персов словом «казак» обозначались люди, состоявшие на военной службе, оплачиваемые казной. По-монгольски «казых», или «казак», означало «свободный воин», или «военный страж». Появление казаков на исторической сцене России связано с историей империи Чингисхана. С расширением территории и границ потребность в войсках увеличивалась, новобранцев набирали из числа вновь завоеванных народов. В Золотой Орде, или Великой Татарии, доставшейся старшему сыну Чингисхана Джучи из отцовского наследства, казаками называли легкую конницу. Первый набор в ордынские войска среди русских был произведен в 1238-1240 годах.

В основе общественной жизни русских казаков была военная организация, свойственная кочевым народам. На внутренний быт их также повлияли кочевники. Русские части были расположены в пределах низовья Волги и Дона. В казачество призывали мужчин до тридцати пяти лет, живших на указанных землях семьями. Постепенно эти земли превращались в населенные русскими военные поселения Золотой Орды, изолированные от других покоренных племен.

Все мужское население считалось военнообязанным и всегда готовым к выступлению в поход. Поселения русских, принявших название «казаков», должны были отвечать требованиям несения воинской службы, существовавшим в кочевом быту татар. В те же условия были поставлены и бродники (бордники) - этнически смешанное население побережья Азовского моря и Нижнего Дона в XII-XIII веках, поселения которых были разбросаны на речных переправах в степной полосе. Русские казаки участвовали в военных походах, охраняли границы государства и несли другие вспомогательные службы. В некоторых походах на Кавказ, Персию армия ордынского хана Берке в основном состояла из русских казаков.

В основу государственного устройства Великой Татарии были положены законы, написанные по указанию Чингисхана. Они известны как «Яса» («Язу») - свод писаных канонов. Военная администрация страны делилась на тьмы, тысячи, сотни, десятки. Во главе каждого подразделения стояли со¬ответствующие начальники. В мирное вре¬мя подразделения эти составляли админи¬стративные единицы, а с началом войны они превращались в войсковые части и главы их становились военачальниками. Высшее военно-административное управ¬ление и контроль принадлежали татарам. В мирное время военнослужащие Орды не отрывались от своих семей.

Объединяющим началом для русских казаков в татарской армии служили язык и религия. В ставке хана в городе Сарае с первых дней образования Орды был построен православный храм, в 1261 году была открыта православная епархия. Митрополит Всея Руси в Сарае пользовался значительным авторитетом и льготами. Власть митрополита распространялась на всё русское население, включая расселенных в степной полосе казаков. В управлении русскими подданными татары отдавали явное предпочтение церковной, а не княжеской власти. Связующим началом для русского народа было компактное проживание по родовому принципу. Казаки сохраняли свой родной язык, но все они владели и языком государственным, то есть татарским.

Основную массу войск Великой Татарии составляли кыпчакско-половецкие племена. Половцы также принадлежали к тюрко-татарским племенам, имели письменность и развитый разговорный язык, в сравнении с которым татарская речь была только диалектом. В дальнейшем половецкий язык стал письменным и литературным языком Великой Татарии. Современный татарский язык наряду с башкирским, ногайским, казахским и другими относится к кыпчакско-половецкой группе тюркских языков.

Весь состав вооруженных сил Великой Татарии формировался по национальному признаку, и во главе каждой части ставились ближайшие начальники той же национальности. Русские военные поселения также возглавляли русские, носившие названия сотников (юзбаши), десятников (унбаши), урядников (урятман - по-татарски: «обучающий»), атаманов (ата - «отец-наставник, батько»). Во главе их стояли тысячники и темники из татар. Почти все казачьи воинские звания, существующие и поныне, имеют татарское происхождение: есаул-политрук (ясаул, обеспечивающий выполнение Ясы - свода законов Чингисхана), хорунжий - знаменосец, караул - часовой. Ордынская конница лавой шла в атаку с кличем «Ура!» (по-татарски ур - «коси», ура - «окружай»). Русские казаки носили восточного типа меховую шапку, что мало отличало их от татар.

Молодежь, выводимая из русских княжеств, поставленная в условия полукочевого быта, быстро свыклась с общей обстановкой, приучилась к постоянной связи с лошадью и превращалась в смелых наездников, способных стрелами носиться во всех направлениях обширной страны. Вся жизнь казаков проходила в поле и на коне. Русские усваивали навыки и сноровку ведения боя и действий в конном строю «по-казачьи», превращались в казаков и принимали их название, которое позже самими казаками часто применялось как обозначение собственной этнической принадлежности. А, например, для близкородственных татарам киргиз-кайсаков термин «казак» стал этнонимом.

Этническая изоляция сохраняла и соблюдение своей веры всеми подвластными ханам Великой Татарии народами. Растворяться в массовом порядке в среде татар русские не могли, татары никого насильно не ассимилировали. Татары строго сохраняли национальные особенности завоеванных народов и старались, чтоб они не поглотились государствообразующим этносом.

С началом распада Великой Татарии, в условиях наступившей анархии и бесправия, казаки должны были поддерживать порядок и защищать свои земли от образовавшихся бродячих орд собственными силами; проявлять независимость и заменить отсутствовавшую власть хотя бы в своих поселениях. После распада Золотой Орды русские части войск этой державы были предоставлены самим себе. Централизованной татарской столицы - Сарая - уже не было, Москва еще не сформировалась как столица единого Русского государства. Организованная по родовому признаку, десятичной системе, ордынскому уставу, конница представляла серьезную силу.

В 1460 году православная епархия из Сарая была переведена в Москву. В 1480 году произошло знаменитое «стояние на Угре», после которого официально была признана независимость Московской Руси от Золотой Орды. В 1487 году суверенитет Московского государства был признан в Европе. В 1502 году Великая Татария прекратила свое существование.

Золотая Орда распалась на Ногайскую Орду и Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства, занимавшие более половины территории сегодняшней Российской Федерации. Московская Русь начала строить отношения с каждым татарским государством в отдельности. Переговоры, переписка, заключение договоров чередовались с военными набегами.

В начале XVI века казаков начали привлекать на службу к русским князьям. Хорошо подготовленные в военном отношении, они начинают играть важную историческую роль в составе Московского княжества, претендовавшего на доминирование на евразийском пространстве после распада Великой Татарии. Казачьи войска на службе московского князя сохраняли внутреннее войсковое устройство: весь командующий состав ставился казаками; сохранялись привычные военное обучение и тактика, а во внутреннем быту - полная автономия.

К 1630-м годам на Дону произошла централизация управления, образовалось Войско Донское. До начала царствования Михаила Романова казаки Дона были независимы от России. Официальная переписка Москвы с Войском Донским велась через Посольский приказ (тогдашний МИД).

Войдя в состав Московской Руси, казачьи войска составляли полки легкой конницы. Казаки крепко держались своего быта, по мере сил берегли свою автономию. Внутренние изменения начались после того, как они в 1671 году принесли присягу на службу царю, чем поставили себя в полную зависимость от Москвы. Территории казачьих областей, как и территории татарских государств, образовавшихся после распада Золотой Орды, в XVI-XVIII веках были поглощены владениями Руси и казачьи войска вошли в состав новой империи как неотъемлемая часть. В итоге в 1738-1746 годах русское правительство превратило Дон полностью в русские области. В XVI-XIX веках по образцу Войска Донского были образованы еще восемь казачьих областей, расселенных по границе державы.

У русских казаков и поныне сохранились принципы войсковой и общественной организации, подобные ордынским».

в ЧЕМ ТАТАРЫ ЛУЧШЕ РУССКИХ? ИЛИ ЕЩЕ РАЗ ПРО АСИМЕТРИЧНУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

Путин, как известно, в очередной раз отказал русскому народу в праве считать самому себя государствообразующей нацией российского государства, мотивируя это риском разделения народов на первый и второй сорт, что, по его мнению, повлечет распад России. На этот раз во время встречи с депутатами госдумы.
Что я думаю по этому поводу?


Во-первых, я считаю, что никакого такого риска нет, то есть, мы имеем дело с собственной фобией, поскольку народы, населяющие российские просторы, гораздо умней наших толерированных правителей. Нам ("нам" образно, лично мне нет) только кажется, что призание русских государствообразующим народом кого-то обидет и/или оскорбит. Думать так заблуждение. Потому что наши соседи, как правило (Кавказ в расчет не беру), весьма и весьма комплиментарны русским. В противном случае Россия давно бы уже развалилась как развалился Советский Союз.
Во-вторых, основная масса нерусского населения априори считает русский народ государствообразующим.
В-третьих, национальный суверенитет других народов уже реализован на местном уровне, так сказать, на уровне субъекта федерации. По большому счету чеченцы подсознательно не считают Чечню Россией, а татары не считают Россией Татарстан.
В-четвертых, внесение подобой поправки в преамбулу конституции не делает какой-либо народ первым сортом, а какие-то вторым, поскольку не влечет дискриминирующих правовых последствий. Никто ведь не говорит, что кто-то лучше или кто-то хуже. Речь ведь идет совсем о другом. У татар, ксати, в конституции есть аналогичная норма. Которую он не спешат отменять, несмотря на постановление Конституционного Суда, признавших некоторые положения татарской Конституции не соответствующими положениям Конституции Российской. Напомню, Россия по своему территориальному устройству является, так называемой, ассиметричной федерацией. То есть в ней существуют национально-территориальные образования (Татарстан, Бурятия, Чечня и другие) и как-бы нейтральные "просто"-территориальные образования (типа Владимирской области и Краснодарского края, например). "Просто"-территориальные образования являются как-бы общими, безнациональными, то есть не являются русскими. Как в коммуналке - туалет. Мы вообще напоминаем коммунальную квартиру, в которой каждая комната принадлежит кому-то, а доля русских лишь в общем имуществе. Можем гордится, что мы коридор соединительная ткань. Малые народы в условиях такой ассиметричной федерации в результате обладают принципиально большим объемом полномочий, нежели русский народ, вообще лишенный юридической правосубъектности. Говоря простыми словами, русского народа попросту юридически не существует. А все эти старые путинские песни о главном про костяк, соединительную ткань и уникальный культурный код обычное предвыборное бла-бла-бла в исполнение русофобской евразийской власти для советских и расиян.
Тем не менее интересна позиция некоторых национальных персон. Они очень удачно пользуются добровольной русофобской позицией евразийцев-русофобов от центральной власти. Так, например, Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета Татарстана, в интервью официальному агентству "Татар- информ", заявил "На предложение одного из депутатов изменить преамбулу к Конституции РФ, заменив выражение "многонациональный народ" на "русский народ и присоединившиеся к нему", Путин категорически, весьма аргументировано сказал, что мы не можем делить всех россиян на первый и второй сорт. Все граждане России должны пользоваться одинаковыми правами и возможностями. Мы - одна общероссийская семья. Это очень важно".
Тем не менее, именно в конституции Татарстана (бывшая Татарская АССР) установлено буквально следующее: "Настоящая Конституция выражает волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа". В общем есть многонациональный народ России (безродные расияне), есть многонациональный народ Республики Татарстан (безродные расияне, проживающие на территории Татарской АССР) и есть татарский народ. А где же здесь русский народ? Ответ простой: нигде. У русских нет ни земли, ни статуса. Русским нельзя то, что можно татарам, чеченцам, чувашам и так далее. Почему?